Автор: Гурвич-Лищинер С. Д. Редактор: Засыпкина Г. Издательство: Нестор-История, 2006 г.
Аннотация к книге "П.Я.Чаадаев в русской культуре двух веков"
Книга литературоведа, историка культуры д-ра С.Д. Гурвич-Лищинср посвящена исследованию историософского учения П.Я. Чаадаева в его развитии и подвижных контактах - притяжениях, скрещениях, полемике с исканиями концептуально мыслящих современников - из "пушкинского круга" (П.Л. Вяземского, П.Б. Козловского, А.И. Тургенева), славянофилов (Л.С. Хомякова, П.И. Киреевского - прежде "европейца"), адептов "официальной народности" М.П. Погодина и СП. Шевырева. Наиболее пристально прослеживается характер эволюции этих сложных связей в диалогах с Пушкиным о путях России. Новизна книги и в том, что в ней впервые наглядно, анализом текстов, определяются разные линии дальнейшего развития (и преображения) традиций Чаадаева в русской мысли. Значительное внимание уделено прояснению их диалектического "инобытия" в в революционно-демократической системе историософских, этических, эстетических взглядов Герцена, в этике народнической молодежи. На грани веков выявляются... Читать полностью Книга литературоведа, историка культуры д-ра С.Д. Гурвич-Лищинср посвящена исследованию историософского учения П.Я. Чаадаева в его развитии и подвижных контактах - притяжениях, скрещениях, полемике с исканиями концептуально мыслящих современников - из "пушкинского круга" (П.Л. Вяземского, П.Б. Козловского, А.И. Тургенева), славянофилов (Л.С. Хомякова, П.И. Киреевского - прежде "европейца"), адептов "официальной народности" М.П. Погодина и СП. Шевырева. Наиболее пристально прослеживается характер эволюции этих сложных связей в диалогах с Пушкиным о путях России. Новизна книги и в том, что в ней впервые наглядно, анализом текстов, определяются разные линии дальнейшего развития (и преображения) традиций Чаадаева в русской мысли. Значительное внимание уделено прояснению их диалектического "инобытия" в в революционно-демократической системе историософских, этических, эстетических взглядов Герцена, в этике народнической молодежи. На грани веков выявляются действенные токи "христианского рационализма" философа в системе идей Вл. Соловьева, развивавшиеся уже в XX в. его последователями, такими, какФ. Степун. Впервые анализируется в книге и специфическая линия немеркнущей чаадаевской традиции - начатое Пушкиным многогранное отражение его человеческой личности в искусстве. Соприродная самой русской истории и культуре, она волнует воображение Грибоедова и Герцена, Достоевского и Блока, Мандельштама и Бродского, оставаясь живым источником творческой энергии.
|